Exercise: "О метафизике путешествия"

По поводу «Памятки путешественника по параллельным мирам»
(В ответ на текст, написанный человеком по имени Terminator)


    Если профанировать путешествия по вышеозначенным параллельным мирам до обычных странствий, то речь пойдет о «метафизике путешествия».

    Первый уровень – это география. Захватывает дух передвижение по спящему городу, по горячей степи, просто вдоль железнодорожной колеи. Каждое путешествие – открытие. Открытие нового пространства и открытие в нем себя. Процесс узнавания сливается с процессом означивания, наделения новой местности тайным именем и свойствами, соотносимыми с собственной шкалой ценностей. Всегда происходит поиск чего-то «своего», знакомого в незнакомом. Это защитная реакция, сопротивление всепоглощающей Среде.

    Во время общения двух людей происходит пересечение сфер их "я", и площадь перекрытия этих сфер будет пропорциональна степени общности их языка. В противном случае оба не будут в состоянии понимать друг друга. По такому же принципу строится и знакомство с новым местом. География путешествия предполагает перемещение во времени и пространстве. Метафизика путешествия – это поиск в этих изменяющихся времени и пространстве новых образов и соотнесение их с образами собственного внутреннего мира. Попадая в совершенно новую систему координат, здесь – в незнакомую местность, путешественник ищет в чуждом ему мире элементы уже освоенного мира, вызывает из недр памяти образы, которые могут помочь ему сориентироваться и «навести резкозть». Если таковых образов нет, то человек создает их на основе только что полученных впечатлений. И верит, что они существовали изначально. Иначе – на что опереться в чужом пространстве? Так рождаются маленькие мифы, мифы собственного сознания, сконструированные подсознанием. Или они были там изначально? Может быть, в человеке генетически заложено знание о мире в целом и о множественных мирах? Которое по каким-то причинам до поры до времени недоступно своему обладателю, но – под воздействием особых импульсов извне – вдруг проявляется и помогает ему освоиться в новой среде? Именно в этом случае свежие впечатления соприкасаются с изначальными архетипами и дают тот резонанс, из-за которого человек оказывается очарованным окружающим его сугубо географическим пространством. И чем сильнее резонанс, тем вероятнее, что путешественник остановится, прислушается к новой местности, наделит ее свойствами локального мира, если угодно, параллельного мира. Так чужой город на время становится почти родным.

    Важна степень культурной значимости места, количество присущих ему мифов, созданных другими людьми, его историческая роль. Чем ярче культурный контекст, тем более «образно» подготовленным будет путешественник. Он ожидает увидеть и услышать то, что в какой-то мере уже может себе представить. Поэтому Питер, например, любят почти все. Но это не умаляет достоинств безвестного Крыжополя (прим.: Крыжополь, согласно одному мифу, – абстрактный город мечты митьков). Просто знакомство с подобной тьмутараканью будет более индивидуальным мифотворчеством. Мифы придется создавать самому. Это даже интереснее! Однако части пространства, обладающие мощным, культурно обусловленным силовым полем – тот же Питер, – разговаривают со своими гостями на более сложном языке. Два его пласта уже известны – личное мифотворчество и прочтение коллективных мифов. К ним подключается их переработка – это уже следующий уровень неомифологизма.

    Мифы рождаются не на пустом месте. У человека должна быть внутренняя интенция (направленность) сознания к их созданию. А ее сила и, следовательно, яркость творимых человеком мифов, зависит от того, насколько свойства географического пространства задевают душевные струны путешественника. То есть, от силы впечатлений.

©Эльга
09.01.2002

К оглавлению

Используются технологии uCoz