Блюз в нашей стране находится в весьма интересном положении. Одни говорят, что русского блюза, как и русского рока, быть не может. Аргументов тому приводится немало, и основной из них - невозможность исполнения белыми музыки черных, исторически появившейся в определенный момент существования угнетенного народа. Блюз зарождался как синтетический жанр: из «холлерс» - голосовой переклички между рабами на плантациях, церковных песнопений и африканских ритмов. Дело, однако, в том, что блюз в течение 20 века претерпевал множество изменений. В частности, появилось такое ответвление, как блюз-рок. Может, если не архаичный блюз, то блюз-рок по силам нашим музыкантам? Находятся люди, которые говорят, что в России и блюз-рок не тот - и поют, дескать, не с тем «чувством», и акцент не тот и не на том, да и играют плохо. Подобную критику можно часто видеть на форумах российских блюзовых сайтов.
    А есть те, кто ничего такого не говорят, а просто исполняют блюз. И делают это превосходно. Вот об одном из таких людей и пойдет дальше рассказ.
    Алексей Аграновский - интереснейший блюзовый певец, обладатель очень выразительного голоса и незаурядный гитарист, исполняющий блюзы в течение уже 30 лет. Согласитесь - это само по себе достижение в условиях нашей страны - ведь блюз - музыка некоммерческая, наверное, многим известно, что блюзмены классической поры прозябали в нищете. Мода на блюз приходила в более поздние времена в Европу и Америку, но в России на блюзе денег все-таки особо не заработаешь. Поэтому человек, занимающийся блюзом для души может вызывать уважение и восхищение.
    В 70-х и 80-х клубов, где можно было играть блюз, в Москве не было, и музыканты проводили концерты на квартирах. Именно такие квартирные сейшны и стали отправной точкой для Алексея, студента, а впоследствии научного сотрудника МГУ. Кстати, в кругах блюзменов Алексей известен под прозвищем «Доктор» или «Док». Этот ник появился вовсе не оттого, что кому-то пришло в голову сравнить его с героем фильма «Назад в Будущее», а потому, что Алексей имеет ученую степень доктора наук. Это, к слову, тоже редкость для музыкантской среды, со своей ученой степенью Алексей оказался в такой компании, как B. B. King и вокалист группы «BAD RELIGION» Greg Graffin, которые являются профессорами американских университетов.
    Но вернемся к нашему повествованию. В начале 90-ых в Москве начали появляться клубы. Алексея пригласили выступить в знаменитом «Cry Baby» в Беляево, который до сих пор ностальгически вспоминает вся блюзовая Москва. Пригласив с собой друзей-музыкантов - бас-гитариста Старуху Изергиль и ударника Чиню, Алексей выступил в этом клубе с большим успехом. Группа, названная «ДОКТОР АГРАНОВСКИЙ», стала играть в московских клубах, а поскольку состав ее все время менялся, музыканты в основном джемовали, что придавало их блюзам особый колорит и драйв.
    В 98 году Док создает новую группу «ЧЕРНЫЙ ХЛЕБ», в составе которой играет и по сей день. В 2001 году они выпускают свой первый альбом «Тик».
    Алексей Аграновский еще и организатор блюзовых джемов, регулярно проходящих в Москве благодаря его неиссякаемой энергии. Вместе с Александром Братецким (губная гармоника) и Евгением Немовым (гитара), Алексей образовал трио «THE BLUES SPINNERS», которое, помимо выступлений «на троих», выполняло работу «хаус-бэнда», аккомпанирующего солистам во время джем-сейшнов. Это и есть джем, который Алексей определяет как «выступления смешанных составов без нот и репетиций». Джемы с участием «THE BLUES SPINNERS» и компании проходили раньше во «Втором Этаже», потом в «Экспате», а в настоящее время обосновались в «Вудстоке». Состав менялся. Сейчас в нем постоянно участвует известный московский гитарист Валерий Гелюта и ритм-секция: басист Сергей Кузнецов и ударник Николай Балакирев (по совместительству, кстати, барабанящий в группе «СерьГа»). Приглашенные музыканты на каждый концерт собираются разные. Это и маститый гитарист и певец Юрий Каверкин - один из немногих, кто великолепно исполняет блюзовую архаику, участники группы «СТАНЦИЯ МИР» - замечательный гармошечник Володя Кожекин и молодой гитарист-виртуоз Иван Жук. Необычная для блюза певица Таня Михеева, прекрасно владеющая техникой джазового и авангардного пения и придающая своими диковинными вокализами очень интересную окраску исполняемым номерам. Молодое поколение представляют Тамара Кожекина - очень хорошая певица с большим послужным списком - и Юля Смолянин - начинающая вокалистка, но тоже дающая жару. Михаил Мишурис обычно исполняет на джемах не только вокальные партии (чем и известен в клубных кругах), но и великолепные искрометные соло на гармонике. Перечислить всех интересных людей, побывавших на джемах, невозможно. Но кто бы ни пришел, джeм получается интересным - ведь собираются профессионалы, умеющие импровизировать и знающие стандарты. Огромное спасибо музыкантам и особенно Алексею Аграновскому, без которого вряд ли эти джемы бы проходили!
©St H2O
|