Этот человек уже при жизни стал легендой. Его достижения в области музыки огромны, каждый новый альбом содержит смесь новаторски соединенных стилей, но при этом всегда чувствуется почерк автора оригинальных, ни на что не похожих композиций. Даже прозвища его необычны - блюзовый безумец, Персифаль, король-Солнце… Харизма и аристократичность заставляют, несмотря на возраст, все еще сравнивать его то с викингом или рыцарем, а то и с королем. Число его поклонников по всему миру безгранично. Совсем недавно - 20 августа этому выдающемуся вокалисту исполнилось 55 лет, но он все еще полон сил и энергии. А голос его продолжает завораживать и напоминать о тех временах, когда еще существовала удивительная, непревзойденная группа «LED ZEPPELIN», музыку которой так и не смогло до конца разгадать и воспроизвести уже не одно поколение музыкантов.
    РОБЕРТ ЭНТОНИ ПЛАНТ родился 20 августа 1948 года в Западном Броумиче, что неподалеку от Бирмингема. Еще в детстве он увлекся музыкой - сначала начал учиться играть на казу (расческе с бумажкой), а затем вполне неплохо овладел игрой на гармонике. Когда же он стал постарше, музыка превратилась в главное занятие его жизни. Надо сказать, еще будучи подростком, он осознавал свою исключительность, но при этом юный Роберт решил, что если к 20 годам ничего не добьется на музыкальном поприще, то оставит это занятие. Правда, неизвестно, как бы все сложилось на самом деле - ведь позднее Плант говорил, что был намерен всю жизнь заниматься музыкой. Единственное, что можно сказать точно - он продолжал петь даже когда наступили нелегкие для него времена. Дело в том, что когда будущей суперзвезде было 16, из-за конфликта с родителями (на почве музыки, разумеется) ему пришлось покинуть дом, и у него были трудности с деньгами. Материально его поддерживала жена Мориин, а одно время ему даже пришлось работать укладчиком асфальта.
    И вот наступил 1968 год. К этому моменту Роберт уже состоялся как исполнитель, записав синглы с группой «LISTEN» и самим Алексисом КОРНЕРОМ. Он пел в разных командах и сейчас, оставив группу «BAND OF JOY», присоединился к «HOBSTWEEDLE». Но известность так и не пришла к нему, и вот здесь, наконец, ему помог счастливый случай. В то время как Плант пел в неизвестной группе у себя в глуши, в Лондоне гитарист-виртуоз Джимми ПЕЙДЖ готовился к созданию супер-проекта. Прославившись как один из лучших сессионных гитаристов, Джимми вступил в состав «YARDBIRDS», теперь же группа распалась, и Джимми срочно необходимо было собрать новый состав для грядущих по контракту скандинавских гастролей. Бас-гитариста он нашел без проблем - его давнишний знакомый Джон Пол ДЖОНС, такой же знаменитый студийный музыкант - сам разыскал его и предложил свою кандидатуру. Оставались певец и барабанщик.
    Сначала Джимми предложил быть вокалистом Стиву МЭРРИОТУ, но тот не смог. Тогда Пейдж обратился к Терри РЕЙДУ, но он был уже связан другим контрактом и тоже отказался. Однако тот порекомендовал ему певца из Бирмингема, по словам Терри, обладающего прекрасным голосом и похожего на сказочного принца. Это и привело к тому, что однажды Джимми отправился туда, послушать cие чудо.
    В тот вечер Плант выступал в педагогическом колледже, и концерт был средненький. В качестве слушателей выступали одинокие и унылые учителя колледжа, песни были так себе, но вот голос Планта потряс Пейджа до глубины души. Слушая этого самородка, Джимми не мог понять, как человек с такими вокальными данными может прозябать в неизвестности. «Почему он здесь? Может с ним в личностном плане что-то не то?» - вот какие примерно мысли посещали озадаченного Пейджа.
    Чтобы выяснить, что же это за человек, Пейдж позвал Планта к себе в гости, после чего началась другая история под названием «LED ZEPPELIN». В этой группе Роберт выступал не только как потрясающий певец - белый с голосом черного, не только как эффектный фронтмэн, но и как талантливый автор текстов. Они интересны и по форме - изящны, практически не содержат модных в то время просторечных оборотов и американизмов, - и по содержанию. В некоторых из них отражено увлечение Плантом кельтской и скандинавской мифологией, Толкиеном.
    Голос Роберта Планта - это отдельная тема. Его самоотдача, вживание в образ поражает. Кажется, он может спеть любую фразу так, что перевернет все в душе. Все дело в интонации. Невозможно передать словами глубину и трагичность в таких композициях «LED ZEPPELIN», как «Babe I'm Gonna Leave You» или «Since I've Been Loving You». Его голос может быть ироничен, шутлив, полон негодования, скорби, задумчив, - но какие бы эмоции он не передавал, это эмоции высочайшего накала. Добавим к этому силу голоса: во время записи II альбома группы пришлось ставить защитные экраны в студии - аппаратура не выдерживала.
    Но 25 сентября 1980 года умер барабанщик «LED ZEPPELIN» Джон БОНЭМ. Группа распалась. С этого момента Плант показывает себя экспериментатором, создавая альбомы мелодичного драйвового рока, душевных баллад, этники, какой-то космической музыки и еще бог знает чего. И все это с неизменным вкусом, аристократизмом и даром интонирования. В 1982 году он записывает свой первый сольный альбом «Pictures At Eleven». В 1983 - альбом «Principle Of Moments», а в 1984 вместе с Джимми Пейджем, Джеффом Беком и Найлом Роджерсом он выпускает макси-сингл «Honeydrippers Volume One». Вместе эти музыканты первой величины с драйвом исполняют 5 кавер-версий. Затем Плант выпускает еще несколько альбомов - «Shaken 'n' Stirred» (85), «Now And Zen» (88), «Manic Nirvana» (90), «Fate Of Nations» (93). С момента распада «LED ZEPPELIN» поклонники мечтали о воссоединении ансамбля, но оставшиеся музыканты собирались играть только по особым случаям: например, благотворительный концерт Live Aid 85 года или годовщина Atlantic Records. Но в 94 году к огромной радости всех Пейдж и Плант записали совершенно изумительный альбом «NO QUARTER», на котором воплотили свою давнишнюю тягу к арабской музыке. В альбом вошли как 4 новые песни, так и старый материал «LED ZEPPELIN», а в записи этого диска принимали участие египетские музыканты и струнный оркестр. Также было снято великолепное видео «MTV-UNLEDDED», сочетающее в себе выступление на концерте со съемками в Марракеше и Уэльсе. Затем Пейдж с Плантом в 98 записывают диск «Walking Into Clarksdale» и пути их расходятся.
     24 июня 2002 года Плант выпускает великолепный альбом «DREAMLAND», состоящий из любимых песен Роберта, переработанных им в присущей ему новаторской манере. Вы не узнаете знаменитую «Hey Joe» в версии Планта - она звучит как смесь психоделии с восточными мотивами и вкраплениями пронзительных гитарных запилов. А песня Боба Дилана «One More Cup Of Coffee» превратилась просто в маленький шедевр - Плант спел ее, используя все свое искусство создателя нужных интонаций и совершенно волшебно аранжировал. Группа «STRANGE SENSATION», собранная им для записи альбома идеально подходила для проведения экспериментов над музыкой, в которой по мнению Планта содержится необходимый для исследования неисчерпаемый поток энергии.
     12 и 14 ноября 2002 года стали памятными датами для отечественных меломанов: Роберт Плант впервые дал 2 концерта в России: в Санкт-Петербурге и Москве. А в августе этого года он посетил Хаапсалу, Ригу, Минск и Киев. По сравнению с московским и питерским концертами список исполненных песен незначительно изменился - добавилась потрясающая «Gallows Pole», а вот реакция зала на выступление была такой же восторженной и бурной! По отзывам зрителей стоило Планту лишь появиться на сцене, как с ними начало твориться что-то невообразимое, и это неудивительно: ведь концертов Планта здесь ждали 30 лет! Отдельного внимания заслуживает эпизод, случившийся на концерте в Киеве: через толпу к сцене, прошествовал почтенный старец, бережно неся в руках портрет Роберта, изображенный на деревянной панельке. На обратной стороне портрета по-английски было начертано: Дорогой Роберт, я мечтал об этом событии всю мою жизнь. Пожалуйста, подпишите». Толпа с почтением молча расступалась и пропускала старичка к сцене. Интересно, что перед концертом в Киеве 3 дня стояла осенняя холодная погода, но 14 августа - словно благодаря появлению Планта вдруг засияло солнце (не даром же его зовут король-Солнце!), и выступление состоялось теплым звездным вечером с совершенно дивной луной над стадионом.
    Роберт в очередной раз доказал, что он великий певец и выступил потрясающе! По свидетельству очевидцев, если бы во время концерта Вы вспомнили одно из увлечений Амели и обернулись, чтобы посмотреть на лица слушателей, то увидели бы удивительную картину: дядьки в годах, серьезные и суровые до начала концерта, с блаженными выражениями лиц отплясывали и подпевали. От счастья некоторые плакали и смеялись… Один из зрителей сказал про событие так: «праздник исполнившихся надежд и светлых эмоций». Многие отмечают, что никогда им не доводилось присутствовать на действах со столь мощной энергетикой, чувствовать такой радости, счастья и единения…
    По слухам, в ноябре 2003 и в начале 2004 года этот выдающийся певец собирается выпустить новые альбомы, и кто знает, может быть, совершая следующий гастрольный тур, великий Персифаль вновь почтит нас своим присутствием?..
©St H2O
В статье использованы материалы сайта www.ledzeppelin.ru и программы "Блюзология".
Статья опубликована в газете "Музыкальный Клондайк" № 9 за 02.09.2003
Автор благодарит Oлександра Устенко за предоставленные фотографии.
|